• Главная
  • /
  • Элиминация внутригрупповых оборотов

Элиминация внутригрупповых оборотов

Внутригрупповые обороты — это доходы и расходы от операций между компаниями, входящими в группу, а также поступления и платежи между ними, остатки дебиторской и кредиторской задолженности компаниям группы.

При консолидации бюджетов требуется исключить все внутригрупповые обороты, иначе говоря, провести элиминацию внутригрупповых оборотов, поскольку они искажают данные об эффективности и финансовом состоянии холдинга в целом.

Пример

В рамках холдинга действует цепочка «дистрибьютор – розничный продавец». Дистрибьютор планирует реализовать своим клиентам (в том числе и продавцу, входящему в холдинг) товара на сумму 5 млн руб. Розничный продавец собирается перепродать свою часть товара на сумму 3 млн руб. Если не учитывать внутригрупповые обороты между этими бизнес-единицами, то общая выручка от реализации холдинга – 8 млн руб. На самом же деле выручка будет меньше на сумму реализации товара дистрибьютором розничному продавцу. Пренебрежение внутригрупповыми оборотами приведет к тому, что плановые показатели окажутся значительно завышенными, а значит, дадут неверные ориентиры для принятия управленческих решений.

Приведем два основных способа планирования и элиминации внутригрупповых расходов – в разрезе контрагентов и на основе статистики.

Планирование по контрагентам

Это самый точный и в то же время наиболее трудоемкий способ планирования доходов и расходов, поступлений и платежей, остатков задолженности. В соответствии с ним контрагентам присваивается аналитический признак «Внешний» или «Внутренний», а в консолидированном бюджете собираются плановые показатели только по внешним контрагентам.

Если в холдинге выделено несколько уровней консолидации, то контрагенты разделяются в соответствии с этими уровнями (направлениями). Например, «Внутренний для направления», «Внутренний для группы в целом» и «Внешний».

Порядок планирования и элиминации внутренних оборотов такой:

  • все компании группы планируют выручку от реализации своих товаров (услуг) в разрезе контрагентов;
  • суммы планируемой выручки в части «внутренней» реализации передаются в индивидуальные бюджеты компаний-потребителей этих товаров (услуг). В зависимости от структуры статей расходов они могут отражаться в составе их себестоимости, прямых или косвенных расходов;
  • внутригрупповые обороты согласовываются между соответствующими контрагентами и при необходимости корректируются;
  • формируется консолидированный бюджет по холдингу. Если предусмотрена субконсолидация, то сначала показатели индивидуальных бюджетов, имеющие признак «Внутренний для группы в целом» и «Внешний», суммируются по направлениям (уровням консолидации). А затем уже складываются показатели консолидированных бюджетов по направлениям с признаком «Внешний».

Пример

Предположим, что в холдинг входят три бизнес-единицы:

  • компания А занимается оптовой реализацией автомобилей розничным продавцам внутри группы и на внешнем рынке;
  • компания B оказывает услуги по транспортировке автомобилей в регионы для компаний группы, так и со стороны;
  • компания С специализируется исключительно на розничных продажах автомобилей конечным потребителям в регионах.

За планируемый период компания А собирается реализовать автомобили на сумму 21 100 тыс. руб. компании С (признак «Внутренний») и 32 400 тыс. руб. другим субдилерам, не входящим в холдинг (признак «Внешний»). Себестоимость всей партии автомобилей составит 42 000 тыс. руб., общая сумма реализации – 53 500 тыс. руб.

Компания B предполагает оказать услуги компании С на 750 тыс. руб. (признак «Внутренний») и на сторону на 890 тыс. руб. (признак «Внешний»). Себестоимость всего объема услуг – 1020 тыс. руб., общая выручка – 1640 тыс. руб.

Что касается компании С, она работает только с конечными, розничными покупателями, ее объем реализации составит 29 600 тыс. руб. (признак «Внешний»).

Компания С относит к себестоимости реализованных автомобилей стоимость их закупки у компании А – 21 100 тыс. руб. (признак «Внутренний»), к расходам на транспортные услуги – стоимость доставки автомобилей силами компании В (750 тыс. руб., признак «Внутренний») и услуги другой компании (900 тыс. руб., признак «Внешний») – всего на 1650 тыс. руб.

Отсюда по итогам консолидации общая выручка по компании составит 62 890 тыс. руб. (32 400 тыс. руб. + 890 тыс. руб. + 29 600 тыс. руб.), себестоимость реализованной продукции – 43 020 тыс. руб. (42 000 тыс. руб. + 1020 тыс. руб.), прямые расходы – 900 тыс. руб., а прибыль – 18 970 тыс. руб. (62 890 тыс. руб. – 43 020 тыс. руб. – 900 тыс. руб.).

Планирование поступлений и платежей в консолидированном бюджете движения денежных средств проводится аналогичным образом в разрезе контрагентов и при согласовании плановых показателей между компаниями группы. Если в холдинге существует внутригрупповое финансирование (выдача займов одними компаниями группы другим), то планирование по контрагентам может быть затруднено. Это обусловлено тем, что такого рода займы, как правило, выдаются спонтанно и могут быть спрогнозированы только в оперативном режиме. В долгосрочном периоде трудно предугадать, какая бизнес-единица выступит в роли заимодавца, какая – в роли получателя. В этом случае можно реализовать схему, аналогичную раскрытой выше, но без разбивки по контрагентам, а с аналитическим признаком «Внутри группы» или «Вне группы».

Исключение внутригрупповых оборотов на основе статистики

При применении этого подхода индивидуальные бюджеты компаний формируются без разбивки по контрагентам общей суммой. Элиминация внутригрупповых оборотов проводится на основании статистических данных прошлых периодов о доле внутригрупповой реализации в обороте каждой компании. На рассчитанную таким образом сумму внутригрупповых оборотов уменьшаются соответствующие статьи консолидированного бюджета холдинга.

Планирование и элиминация внутригрупповых оборотов будут осуществляться в следующем порядке:

  • компании группы формируют индивидуальные бюджеты без разбивки по контрагентам;
  • на основании данных прошлых периодов определяется доля внутреннего оборота в объеме реализации каждой бизнес-единицы. Конечно, для реализации такого подхода потребуется соответствующая аналитика управленческого или оперативного учета;
  • рассчитывается сумма внутригрупповой реализации, которую необходимо будет исключить из консолидированного бюджета как произведение доли внутригруппового оборота в реализации и плановой выручки от продаж;
  • формируется консолидированный бюджет группы постатейным суммированием индивидуальных бюджетов компаний. Из его статей исключаются суммы внутригруппового оборота, рассчитанные ранее. Важно помнить, что исключение внутригруппового оборота обязательно должно осуществляться из двух статей консолидированного бюджета. Если внутригрупповая реализация исключается из выручки, не забудьте на аналогичную сумму уменьшить и себестоимость, прямые или косвенные расходы. Иначе получится, что одна компания группы реализовала товар, а другая его не приобрела. Это вызовет значительные искажения показателей прибыли группы.

Пример

Вернемся к данным предыдущего примера. Итак, компания А планирует реализовать автомобилей на сумму 53 500 тыс. руб. при себестоимости реализации 42 000 тыс. руб. Объем продаж компании В составит 1640 тыс. руб., себестоимость – 1020 тыс. руб. Компания С собирается продать автомобилей на 29 600 тыс. руб., они ей обойдутся в 21 100 тыс. руб. плюс торговые расходы на сумму 1650 тыс. руб.
По данным за прошлые периоды, средняя доля внутригрупповой реализации у компании А составляет 65 процентов, у компании В – 55 процентов. Отсюда сумма внутригрупповой реализации для А составит 34 775 тыс. руб. (65% × 53 500 тыс. руб.), для В – 902 тыс. руб. (55% × 1640 тыс. руб.).

Без учета внутригрупповых оборотов по предварительным подсчетам выручка компании составит 84 740 тыс. руб., себестоимость – 64 120 тыс. руб., прямые расходы – 1650 тыс. руб., а прибыль – 18 970 тыс. руб. Скорректируем выручку – ее правильное значение 49 063 тыс. руб. (84 740 тыс. руб. – 34 775 тыс. руб. – 902 тыс. руб.). Первая корректировочная сумма также отразится на себестоимости продукции (62 120 тыс. руб. – 34 775 тыс. руб. = 29 345 тыс. руб.), а вторая сумма – на прямых расходах (1650 тыс. руб. – 902 тыс. руб. = 748 тыс. руб.).

Стоит отметить, что какой бы из предложенных методов планирования и элиминации внутригрупповых оборотов ни использовался, для подстраховки желательно ввести дополнительный сводный отчет о сверке внутригрупповых оборотов. Составляется он очень просто: в одной форме собираются данные по всем внутригрупповым операциям в разрезе контрагентов. Это позволит исключить ошибки при планировании, а также избежать несогласованности объемов внутригрупповых оборотов между компаниями группы.

В этом разделе был приведен достаточно простой пример, когда все реализованные внутри холдинга товары перепродаются на сторону в том же периоде. Однако на практике нередко часть товаров зависает на складе и реализуется уже в другом бюджетном периоде. С такой ситуацией помогут справиться консолидационные корректировки.

Быстрый ответ

Как планировать внутренние обороты по холдингу, в котором ежегодно появляются новые предприятия?

Для развивающегося холдинга, в котором год от года изменяется структура, целесообразно будет использовать планирование оборотов в разрезе контрагентов или видов оборота (внутри/вне группы). Помимо этого появление новых компаний может привести также и к расширению перечня внутригрупповых операций, поэтому в разв и ваю щемся холдинге необходимо ежегодно анализировать и при необходимости корректировать механизм консолидации.

Как распределить затраты управляющей компании на аудит отчетности?

во многих аудиторских компаниях стоимость услуг по аудиту отчетности зависит от объема документооборота и объема реализации продукции (услуг). в качестве драйвера при распределении подобных расходов оправданно использовать выручку от реализации центров ответственности или их оборот (доходы + расходы).

У специалистов по МСФО при составлении консолидированной отчетности также возникают вопросы, большинство из которых появляется еще на стадии сверки данных. Это вполне объяснимо, ведь надо учесть, когда и какие компании Группы включены в консолидацию, постараться не допустить технических ошибок, правильно провести элиминацию. Разберемся, как все сделать быстро и без ошибок, а также как точно провести элиминацию внутригрупповых оборотов.

Май 2017